Среда, 26.06.2019, 08:06

Приветствую Вас Гость

Евгений Дорофеев

Категории раздела
Мои статьи [22]
Статьи о бизнес - продажех, сервисе, качестве обслуживания, персонале
Страховой рынок [1]
О страховом рынке, компаниях, новостях, страховом бизнесе
Форма входа
Календарь
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

СЕКРЕТЫ УСПЕХА
БИЗНЕС-ТРЕНЕРЫ: СЕКРЕТЫ УСПЕХА
 
 КОРР.: Михаил, один из проектов, начатых в Клубе бизнес-тренеров – исследование личностных особенностей успешных бизнес-тренеров. Как возникла эта идея?

 

М.МОЛОКАНОВ:  В 1986 г. я как математик был приглашен кандидатом психологических наук Николаем Аминовым помочь в обработке данных, касающихся оценки воздействия групп ролевого тренинга на участников. Впоследствии я сам стал вести разного рода тренинги – и одновременно оценивал их эффективность, исследовал особенности личности успешных тренеров. В 1994 году защитил по этой теме кандидатскую диссертацию в области психологии.

В процессе работы обнаружилось много интересного.

Оказалось, например, что очень важное качество для тренера – так называемая «социальная смелость». Успешный тренер мало чувствителен к социальной угрозе. Когда он попадает в конфликтную ситуацию, то действует решительно – он больше озабочен не тем, чтобы избежать ее, а тем, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду – и для себя, и для дела.

Это, конечно, не означает, что успешный тренер любит раздувать конфликты. Если из конфликта нельзя извлечь выгоду, то его лучше избежать или игнорировать. Также успешные тренеры в большей мере, чем обычные люди, любят риск и острые ощущения – особенно в межличностных отношениях. Впрочем, такая социальная смелость отличает многих профессионалов, сталкивающихся с многогранностью человеческой натуры. Например, тех, кому приходится лицом к лицу разбираться с нестандартными жалобами клиентов.

 

КОРР.: Интересный получается портрет…

 

М.МОЛОКАНОВ: Более того, важные черты, присущие тренерам - доминантность, властность, самоуверенность, независимость, напористость, стремление к самостоятельности. Это люди, которые скорее склоны руководить, чем подчиняться. Причем, доминантность свойственна всем тренерам, независимо от сферы деятельности. Будь то бизнес-тренеры, спортивные или тренеры, ведущие учебные группы, скажем, по аутогенной тренировке.

Если у специалиста, работающего в сфере Human Resources (HR) не хватает социальной смелости или доминантности, он будет успешен скорее в консалтинге, оценке персонала или даже как менеджер по персоналу, но не в тренинге. Тренеру же важно быть готовым к любой (в рамках его специализации) групповой динамике – как бы устрашающе на первый взгляд она не начинала развиваться. И в то же время он должен суметь сделать так, чтобы группа усвоила те знания, навыки и опыт, на которых основан его тренинг. А то, какими методами он этого достигает – вопрос его профессионализма и стиля работы. Методы могут быть очень мягкими, «демократичными».

 

КОРР.: Есть ли еще какие-то особенности личности успешного тренера?

 

М.МОЛОКАНОВ: Тренеры (также как, например, и люди искусства) относятся к так называемым «капризным профессионалам». Так, с одной стороны, они стремятся к независимости и свободе самовыражения. А с другой – мечтают о стабильности и возможности возложить на других заботу о бытовых и организационных мелочах, касающихся проведения тренинга. Именно поэтому очень редко можно встретить стабильно работающую команду профессиональных тренеров. Если где-то собралась слаженная группа «звезд» тренинга – ищите «за кулисами» опытную руку «антрепренера», который обеспечивает как их совместную деятельность, так и взаимодействие с клиентами.

 

КОРР.:  Влияют ли особенности личности тренера на то, как и какие тренинги он ведет?

 

М.МОЛОКАНОВ: Да, конечно. За последние три года я протестировал более 100 человек, чья профессиональная деятельность связана с проведением бизнес-тренингов. Оказалось, что тренеры, предпочитающие вести разные тренинги, психологически отличаются друг от друга. В общем можно отметить следующее: если тренер предпочитает какой-то тренинг, то и психологически он более приспособлен для применения навыков, которым любит обучать.

Скажем, по сравнению с остальными тренерами, те, которые любят проводить тренинги по продажам, более энергичны, по презентации – более психологически пластичны (им проще подстраиваться под разные аудитории), по управлению временем – в большей мере ориентируются на заданные процедуры и существующий порядок.

 

Корр.: А можно ли говорить о стиле проведения тренинга?

 

MM Возьмем популярную и хорошо работающую типологию Майерс-Бриггс. Если описывать поведение успешного тренера на ее языке, то на тренинге он обычно проявляет себя либо как «Тамада» (ESFP), либо как «Изобретатель» (ENTP). Я говорю сейчас только о тренинге. В обычной жизни успешный тренер может быть личностью совершенно иного типа. Но если он и по жизни «тамада» или «изобретатель», то часто участники отзываются о нем, как о «Звезде». Они чувствуют, что на тренинг он приносит не только свои профессиональные техники, навыки и опыт, но и всего самого себя – свою личность.

Буква «E» в начале условного обозначения как «тамады», так и «изобретателя» означает экстраверсию. Успешный тренер открыт к общению: умеет думать вслух, изменять и уточнять свою точку зрения в процессе обсуждения, свободно переходить от одной темы к другой (а не «проигрывать одну и ту же пластинку»), не бояться перебивать других и относиться спокойно, когда перебивают его, проверять гипотезы больше действием, чем рассуждениями. Его вдохновляет внешний мир. Он черпает энергию от других и охотно делится своей. Если же тренер в жизни - полная противоположность (интроверт), то ему обычно требуется гораздо больший период, чтобы восстановиться после одного тренинга перед следующим. Так, он может предпочитать заниматься тренингами не самими по себе, а в рамках консалтинговых проектов – когда есть возможность поработать с меньшим количеством людей.

Кроме того, успешный тренер отличается импульсивностью (последняя буква «P» – «перцептивный»). Он должен уметь быть спонтанным и гибким в поведении, открытым опыту, подстраиваться под неожиданно изменяющуюся в группе ситуацию, доверять своей способности гибко приспосабливаться к меняющимся условиям и получать от этого удовольствие. Это же качество помогает ему сначала понять происходящее в группе и с каждым из участников, и только потом направлять их поведение в нужное русло. В противном случае он из тренера превратится в ментора, преподавателя или учителя.

 

Корр.: Но если и «тамада», и «изобретатель» - импульсивные экстраверты, то какие же между ними различия?

 

М.МОЛОКАНОВ Различия есть - они-то как раз и определяют индивидуальные особенности. «Тамада» хорошо чувствует, что важно и значимо для других людей в данный конкретный момент. Он приветлив и тактичен. Создавая на тренинге дружелюбную атмосферу, он заражает группу своим оптимизмом. Такой тренер очень точно отмечает нюансы и детали в поведении и опыте участников, которые существенны для овладения новыми навыками.

Манера ведения тренинга «изобретателем» - иная. Я бы назвал ее провокационной. Он как будто бросает вызов каждому участнику: побуждает спорить, заставляет посмотреть на свои действия и опыт не с самой лучшей стороны и, может быть, даже испытать разочарование или замешательство. А в момент усиливающегося эмоционального дискомфорта он неожиданно все систематизирует, показывает «выход к свету» и оправдывает прошлый опыт. Как правило, такой тренер обладает неплохим чувством юмора, в том числе и по отношению к самому себе, что создает дружелюбную атмосферу тренинга. «Изобретатель» тоже заражает участников тренинга оптимизмом, но это в большей мере связано с верой в будущие успехи и открывшиеся перспективы.

Образно говоря, если «тамада» аккуратно ведет участников за руку по горной тропинке, то «изобретатель» заставляет их перепрыгивать через пропасти, не забывая их подстраховать.

Конечно, это лишь незначительная часть тех результатов, что были получены в исследовательской работе на эту тему.

 

Kорр.: Тем не менее, то, что вы рассказали, несомненно, интересно. Но имеет ли все это какую-либо практическую ценность?

 

М.МОЛОКАНОВ  Наиболее очевидная сфера приложения этой теории – подготовка новых тренеров и помощь в их профессиональном самоопределении. В настоящее время в рамках Клуба мы обсуждаем проект создания Школы бизнес-тренеров – надеюсь, в работе подобной Школы выводы, полученные в процессе исследований, очень даже пригодятся.
 


Источник: http://www.mvm.narod.ru/
Категория: Мои статьи | Добавил: Тренер (24.09.2009)
Просмотров: 1662 | Теги: Майерс-Бриггс, бизнес-тренер | Рейтинг: 4.3/31
Copyright MyCorp © 2019 |