Вторник, 17.09.2019, 20:50

Приветствую Вас Гость

Евгений Дорофеев

Форма входа
Календарь
Поиск

Организм Организации

Идея рассматривать организацию компании как жизнь целостного и живого организма возникла давно. Многие владельцы предприятий всего мира рассматривают свой бизнес через призму построения грамотных взаимоотношений между ними, то есть владельцами, и сотрудниками. Сотрудник, в этом случае рассматривается как важный орган всего организма компании. Избавляться от органа своего организма при таком подходе не только глупо, но и опасно.  

Идея, как мы уже говорили, не нова. Ей порядка 30 лет. Вопрос в том, насколько она интересна и может быть принята на практике нами, то есть в условиях постсоветского бизнеса. Давайте попробуем разобраться в положительных и отрицательных моментах Организма Организации.

Джон Р. Катценбах и Зиа Хан в своей книге «Лидерство за гранями: как мобилизовать неформальную организацию, зарядить вашу команду и получить хорошие результаты» говорят о том, что успешным руководителям с техническим складом ума и успешным опытом достижения поставленных перед  компанией целей часто не хватает навыков неформального (в т.ч. личностного) общения с подчинёнными. Таким образом, поскольку от руководителя зависит стиль компании – личностного общения не хватает и всей компании в целом. А значит и живым организмом, гибко реагирующим на изменение окружающей среды, данная компания не будет.

В этой связи, организационные перемены в компании очень схожи с теми, с которыми мы сталкиваемся, становясь родителями. С одной стороны, мы должны быть строгими к своим детям, с другой – мы не можем быть всё время в роли родителя, но хотим быть в роли друга. Так, на уровне бизнеса, часто руководителю достаточно проявить интерес к своим сотрудникам и оценить их старания (поощряя), чтобы сотрудник был мотивирован на выполнение новых задач.

Несмотря на попытки многих авторов (например, чилийского профессора Умберто Матурана) копировать устройство систем жизни в бизнесе, сделать это на самом деле сложно. Ведь что может быть общего между запуском нового продукта или проекта и общими, пусть и очень интересными философиями.

С другой стороны, давайте посмотрим на поразительное сходство между сердечнососудистой системой и передачей информации внутри организации. Как факс, гуляющий от секретаря к менеджеру среднего звена и директору по персоналу, может вернуться обратно к секретарю (сердцу организма), так и попасть непосредственно в мозг. А быть может спам-фильтр (печень) заблокирует письмо, присланное по электронной почте. Спам-фильтром чаще всего становится кто-то из менеджеров, кто решает, что письмо недостаточно интересное для руководства, то есть, не очень полезно для организации.  

Иногда в организацию попадает некомпетентный сотрудник (инородное тело) и тогда антитела организма пытаются от него избавиться. Если руководитель компании испытывает проблемы со здоровьем – это приводит к тяжёлым последствиям, связанным с головным мозгом организации. Хотя, надо признать, что не всегда руководитель – это мозг, пусть и хочется, чтобы это было именно так.

От тренированности мышц  и режима зависит то, как себя чувствует организм. Если мышцы не в тонусе, а организм погулял на корпоративе – завтра будет потерянный для компании день. Если руководитель встал не с той ноги, всю организацию будет трясти. Если у бухгалтерии (почек) предприятия – годовой отчёт, предприятие будет лихорадить. Если кто-то из сотрудников недоволен оплатой труда – постепенно этот вирус охватит компанию. Что лучше – оперативное вмешательство в виде чая с лимоном (бонуса) или флю-колда (удара по печени) – решать Вам!             

Итак, чтобы добиться координации всех клеток организма, необходимо добиться их максимального взаимодействия. То есть, длинные и короткие связующие цепочки должны быть связаны между собой. Если у вас бухгалтерия выстроила плохие отношения с отделом продаж или любым другим отделом – это уже расстройство. А расстройство лучше всего лечить самому организму, а не хирургу. Если в компании директор недоступен менеджеру, который хочет получить информацию по важному вопросу – головной мозг не получит необходимого притока крови. Если в компании сотрудники не подходят по стилю и уровню знаний друг другу – у организма начнётся температура. Если у ваших сотрудников манера хамить клиенту – это отразится на пищеварении, ведь клиенты в какой-то степени еда.       

Ряд авторов проводит другие параллели между организацией и организмом, сравнивая процессы, происходящие в компания с нейронами, эндокринной системой и т.п. Но суть от этого остаётся та же. И польза та же. На мой взгляд, большая польза.  

Шервин Б. Ньюланд из Йельского университета построил свою работу на сравнении организма и организации по следующему принципу:

Иерархия – система обмена информацией между различными уровнями. Направление – снизу вверх. В организме это мускулатура.

Сеть (дилерская сеть) – живёт слухами, указаниями, распоряжениями, приказами и всем, о чём говорят люди.  Поток информации идёт изнутри и направлен за пределы компании. В организме может быть приравнен к нервной системе. Человек занервничал, и все окружающие это почувствовали.

Рынок – обмен товарами, услугами и деньгами. Направление от компании к клиенту и наоборот. В организме это кровеносная система.

Ключевые сотрудники – то есть те, кто приносит компании наибольшие дивиденды, управляет и добивается поставленных целей. В организме это эндокринная система.  

 

С уважением,

Евгений Дорофеев

Бизнес-тренер

Использование материалов сайта www.dorofeev.com.ua с подписью Евгений Дорофеев разрешается при условии ссылки (гиперссылки) и информирования автора по электронной почте об адресе публикации статьи.
Copyright MyCorp © 2019 |